В преддверии новогодних выступлений делюсь отрывком из «Шпаргалки скрипача» - моей следующей работы.
«Что делать перед выступлениями:
Кричать в открытое окно «Халява, приди!» Шучу. нет, конечно попробовать можно, но я лично не знаю случаев, когда это помогало.
На самом деле прививать культуру поведения перед зачётами, концертами и конкурсами нужно тоже в раннем детстве. Напрямую от этого зависит качество выступления.
Ученики постарше уже могут сами соориентировать своё поведение, привычки и «ритуалы» перед выходом на сцену, а малышам с этим нужно помогать.
Перед выступлением нужно сократить количество разговоров. Обычно у малышей во время волнения включается «словесный понос». С одной стороны так они отвлекаются от переживаний, что в принципе хорошо, но в то же время они распыляют своё внимание, что не хорошо. Поэтому нужно ненавязчиво рассказать, что волнительное предвкушение выхода на сцену - прекрасное чувство, вместе с ребёнком проговорить все замечания и самому быть в приподнятом состоянии духа.
Дорогие родители! Не переносите своё волнение на ребёнка, держите его при себе. Обычно родители маленьких детей волнуются больше, чем сами дети. Так вот ваша задача не передать свои эмоции ребёнку, чтобы сохранить ровное и положительное отношение к сцене с первого раза.
В день выступления нельзя: играть произведение целиком в темпе и выкладываясь эмоционально. Обычно самым лучшим у детей получается именно первый сыгранный раз. В более старшем возрасте это уже варьируется. Кому-то помогает сыграть целиком, но выкладываться эмоционально я всё же не советовала бы. Если целиком в темпах произведение всё же сыграно, то после - повторить все пассажи в спокойном темпе. Так же, не рекомендуется в день выступления заниматься два-три и более часов - как говорила Галина Степановна, когда видела, как кто-то перед концертом пытается доучить какой-то кусок: «Перед смертью не надышишься, остановись». Это действительно так. Всё, что выучено - будет исполнено хорошо, а что не выучено - доучить в день концерта уже нереально. Лучше исключить все разговоры с другими выступающими на тему «ой, я так боюсь, я так волнуюсь». Это так же сливает энергию в никуда. Сохраните её для сцены. Перед выходом на сцену мы собираем и копим в себе много чувств, замечаний и переживаний. Нужно постараться не расплескать всё это до выступления.
Что можно и нужно делать в день выступления: попеть сложные для чистоты интонации места (так мы включаем уши). Разыграться на гаммах, этюдах. Техника очень хорошо разогревает руки, так что если нужно быстро разыграться, лучше всего сыграть какой-нибудь технический этюд (не исполняемый в этот день на концерте) в быстром темпе. Кровь моментально приливает к рукам и они становятся мягкими. Повторить все сложные места исполняемого произведения в спокойном темпе. Сыграть исполняемое произведение целиком в спокойном темпе по нотам, не отрывая взгляда от нот. Последнее важно. Так мы записываем произведение в зрительную память и порой во время выступления это очень выручает. Картинка нот возникает перед глазами в нужный момент. Это важно делать не только в день выступления.
Сохранять спокойствие и помнить в любом возрасте, что волнительное предвкушение перед выходом на сцену это абсолютно нормально, и, более того - прекрасно!
Это рекомендации непосредственно в день выступления. Но, конечно же, готовиться к концертам и зачётам мы начинаем намного раньше. Скажу очевидное: для спокойствия на сцене нужно честно и качественно заниматься.
А теперь, чуть менее очевидное: недели за две-три до выступления нужно начинать делать «прогон» той программы, которую будете исполнять. И не просто встать и отыграть, а сыграть именно с ощущением игры на сцене. Не позволять себе ошибаться, останавливаться, переигрывать. Хорошо записать себя на видео и переслушать. Это добавляет ощущения выступления. Ну и совсем прекрасно обыграться перед своей семьёй.»